← Timeline
Avatar
Tanda Lugovskaya
(updated )

Сходила на лекцию Християна Облакова (кто в Варне - он по понедельникам, с 19:00 читает лекции в театре "Ланжерон", в рамках Крысиного проекта "Мастерская медленных прогулок"; приходите - это прекрасные лекции на роскошном болгарском). Получила ещё один кусочек в исторический пазл, на который я давно смотрю с интересом, но по лености своей и нелюбопытству постыдному до сих пор нормально не вникала: так, устрицеобразно лишь, хватая, что течением принесёт. Ну вот принесло ещё.

Речь вот о чём. Как вы наверняка знаете - а если не знаете, то сейчас узнаете, - день, который во всём мире "День памяти Холокоста", тут называется "День памяти Холокоста и спасения болгарских евреев". Потому что когда от Германии - исторически стандартного союзника Болгарии - пошло требование "а ну-ка прислали нам всех ваших евреев в концлагеря", болгары, посовещавшись, решили, что они на такое не подписывались и делать так не будут, точка. И не сделали. И своих евреев - спасли.

Это если коротко. Если подлиннее, то там много интересного.
Например, болгарская православная церковь, заявившая: "Знаете, у нас в первоисточнике про "несть эллина ни иудея" есть, а ещё про "не убий" есть. А вот про расовую теорию чо-т ничего у нас не написано, а наш первоисточник - важнее. Грех, и не отпустим!"
Или, например, болгарские крестьяне, которые за своих односельчан вставали стеной. Вместе с ними самими, что характерно. Почему так случилось, а в других местах не, - есть у меня версия: штетлов, как в других местах, тут просто не было - Василы и Румяны жили вперемешку с Мойшами и Сарами, и были они друг другу не странные-чужие, а ну просто вот такие односельчане. Одни в субботу не работали, другие в воскресенье, у одних на подносах могендовид вычеканен, у других крест, а делал подносы наверняка один чеканщик, ну йой (а был он Иваном или Ициком, вообще мало кому интересно). А когда пришли чужие забирать наших - ну так и Васил, и Мойша встали одной стеной, а Румяна или Сара потом раны бинтовала - опять-таки, уже мало кто вспомнит. Да, и погибали, и инвалидами оставались, всё бывало. Но в итоге уводить на смерть - не позволили. До сих пор, кстати, дети-внуки тех, кто тогда махач с карателями устраивал, с гордостью рассказывают, как их батя-дед тем пришедшим навалял. Я говорила с такими.

Но тут - про Бориса III. Потому что с крестьянами в чём-то понятнее. Большая разница - живёшь ты одним селом с, или же у тебя какие-то чужаки за рекой, за горой. Может, они вообще по ночам воронами оборачиваются - вот ты их ночью видел, а? А тут - понятно: кто ж не знает того Абрама, кто ж с ним ракии не пил?
А вот у нас монархи во всей Европе, а дворян всякого извода - и того поболе. И вот на небосводе взошло созвездие Свастики - и подавляющее большинство тех, кому ну как минимум обязаны были рассказывать, как должно себя вести сюзеренам, потенциальным и кинетическим, ведут себя как подхвостье у собаки. Позор, позор, ещё раз позор и, не забыть бы, - позорище.
И вот царь Борис III - исходно, как понимаю, совершенно не собиравшийся в герои Сопротивления; но посмотревший на всё происходящее и понявший, что его страна сделала такой вот выбор, и она права. И крутившийся с рассказами "да-да, мы обязательно отправим вам евреев, вот только у нас все они сейчас работают, ну осень же, но как только... а, ой, зима, все дороги снегом завалило, но как только... а, ой, весна, все дороги дождями размыло, но как только..." несколько лет. Прекрасно понимавший, что играет с огнём. Вызванный в Германию, там образцово-показательно отравленный. Но это был уже август 1943 года, и все эти смертельные кошки-мышки протянулись достаточно долго, чтобы гибель царя Бориса уже ничего по сути не меняла.
И вот был у меня такой... внутренний вопрос, что ли. А почему Борис - да, а вот практически весь этот племенной выводок по Европе - нет?

Так вот. Поколением раньше. Фердинанд I, отец Бориса. Убеждённый католик - это важно. И мать, Мария-Луиза, не просто католичка-из-католиков, а крестница тогдашнего римского папы, ну то есть crème de la crème в этом религиозном тортике. На момент рождения престолонаследника Бориса отношения с Россией - ниже точки замерзания: там Александр III, Болгарию сильно недолюбливавший. И вот Александр клеит ласты, и пришедший Николай II заявляет, что восстановит отношения с Болгарией (а это, по сути, выход на общеевропейское признание... там долгие расклады в монархическом серпентарии), если престолонаследник будет перекрещён в православие!
Фердинанд лезет на стенку, в Рим (где получает крайне гневный ответ) и ещё раз на стенку. Слезши, идёт в Народное собрание (болгарский парламент) и говорит им так: "Я приношу на алтарь Болгарии самое дорогое, что у меня есть, - моего сына".
Бориса перекрещивают в православие. Фердинанд огребает анафему. Мария-Луиза крайне тяжело всё это переживает (она умрёт через три года после).
Болгария шаг за шагом получает международное признание. Расчёт был верен.

Спасибо, теперь понятно.


Царь Борис III

"Паметник на благодарността" в Варне, созданный в память спасения болгарами евреев во Вторую мировую


Апд. Поскольку уже не один человек меня спросил про взаимосвязь бэкграунда с последующими событиями, дополню:

У Бориса жизнь началась с того, что его отец Фердинанд для интересов страны, чьим сюзереном он был, во-первых, отказался от спасения собственной души (анафема), а, во-вторых - заодно ещё и в такую вот духовную жертву принёс своего первого сына. Рассчитав при том - про интересы страны - совершенно верно, это очень важно.
Отдельно замечу, что таким образом Борис попал в весьма странное положение внутри своей собственной семьи: отец, мать, брат и обе сестры - католики. А он - ну, гм, на алтаре.
В некотором смысле во время Второй мировой Борис пошёл по тому же сценарию. В других, конечно, декорациях и с другими особенностями, но.

👍💯2
To react or comment  View in Web Client