И вторая история со второй лекции-экскурсии.
Там нас - слушателей - только трое было, так что поговорить - очень даже. Особенно учитывая, что вела дама, которая сразу сказала, что она в своей сфере - единственный профессионал в Польше. Ну, сфера и правда специфическая: спец по арабским монетам.
Речь - исходно - собственно и шла про арабские монеты и прочие штуки, с арабскими кладами вместе найденные (благо такого добра тут изрядно). Ну а потом, вокруг да около - начиная от запрета в исламе на изображение животных и человека (и как он (не) соблюдался) и заканчивая тем, а за что, собственно, вот этими самыми денежками с арабскими буковками вот в этих местах расплачивались.
Тут даже я... не то чтобы я не знала, но как-то вот не связывала серебряные эти кругляшки - с. Потому что, конечно, разное продавали - вот меха всякие, например.
Но основной товар - живой такой.
"Говорящее имущество" в формулировке римлян.
Рабы.
Ну а что такого: отловить кого ненужного да продать за хорошие деньги. Платят же. Полновесными. В Праге, скажем, здоровенный невольничий рынок был, да и на территории современной Польши такого хватало, разве что масштабы поменьше.
И была там в числе нас троих девушка, которая, кажется, не то что слышала об этом впервые, но ей вообще это на голову не налезало. И были мы - трое остальных, включая лекторку, кому такое - понятно, увы.
Дальше происходящее можно было снимать на видео и ставить в Вики как иллюстрацию к статье "Когнитивный диссонанс".
Лекторка. - ...основным товаром были невольники.
Девушка, в ужасе. - Как - невольники? Кто были эти невольники?
Лекторка, флегматично. - Славяне.
Девушка, в ужасе. - Но зачем были нужны невольники?
Лекторка методично перечисляет, зачем. Включая гарем и евнухов.
Глаза у девушки вылезают на стебельках:
- Но зачем вообще нужны евнухи?
Лекторка рассказывает про присмотр за гаремом. Тут вмешиваюсь я и говорю, что из-за кастрации и предположительно меньшей заинтересованности в данной сфере жизни (а, соответственно, большей концентрации на чём-то другом) евнухи ценились и как администраторы.
Наблюдаю, что слова "евнух" и "администратор" в одно предложение у девушки не укладываются. Задумываюсь, есть ли в польском слово "администратор" (должно быть, но вдруг я что напутала?) и решаю добавить "менеджер". Чёрт, кажется, я усугубила!
Какое-то время мы со вкусом обсуждаем евнухов и их влияние на разные дворы.
Девушка, решив вмешаться и вернуть нас к теме. - Но зачем столько невольников? Чтобы - рынки? Чтобы - столько денег?
Лекторка рассказывает про рабов-африканцев, которых привозили в Америку на плантации.
Мы дальше вспоминаем крепостных.
И концлагеря \ ГУЛАГ в ХХ веке.
И уйгуров в Китае прямо сейчас.
Вот. Прямо. Сейчас. В 2024-м.
Девушка - в состоянии, которое я не берусь описать. Кажется, я слышала там звон не то от хрустального замка, не то от розовых очков. Но это не точно.
Девушке, если что - не пятнадцать. Навскидку так - лет тридцать.
Нуууу... пришедший в музей за знаниями - да обретёт их...
Comments (3)
А в какие века эти рынки рабов Восточной Европе существовали?
Конкретно там речь шла про 8-14 века, но вообще оно так до конца 18 века было (в Крыму, например)
Про другие места понятно. На Кавказе продолжали продавать детей в гаремы ещё в XX веке. В том числе в гарем султана, который под давлением англичан вроде бы запретил работорговлю.