← Timeline
Avatar
Tanda Lugovskaya

С подачи Boris Boruchov перечитала Пушкина - где Александр Сергеевич со всем жаром-пылом-страстью не то что оправдывает, но становится яростным апологетом российской имперской политики (что в отношении Кавказа, что в отношении Польши, а, ну да, и Киев до кучи, между прочим, хоть и вскользь).

...Тебя я воспою, герой,
О Котляревский, бич Кавказа!
Куда ни мчался ты грозой —
Твой ход, как чёрная зараза,
Губил, ничтожил племена…
Но се — Восток подъемлет вой!..
Смирись, Кавказ: идет Ермолов!
... Всё русскому мечу подвластно.


...Уж Польша вас не поведет:
Через ее шагнете кости!...»
Сбылось — и в день Бородина
Вновь наши вторглись знамена
В проломы падшей вновь Варшавы;
И Польша, как бегущий полк,
Во прах бросает стяг кровавый —
И бунт раздавленный умолк...
Победа! сердцу сладкий час!
Россия! встань и возвышайся!
Греми, восторгов общий глас!..

Так вот, что подумалось. А мы ведь неоднократно видели ровно такой расклад: когда человек - по крови ли, по вере ли предков, да хоть по сексуальной ориентации, неважно толком, по какому именно параметру, но важно, что по не-изменяемому одним желанием, разве что скрываемому, - не свой \ не полностью свой в социуме, где своим - пряники, а не своим - разнообразные кнуты. И вот этот не свой со всем пылом-жаром старается всех убедить, что он не просто свой, но наисвоейший, более свят, чем папа римский, и более предан делу гестапо, чем папаша Мюллер.

Галич это сформулировал довольно ёмко, помнится. Как и то, что данные действия на самом деле обречены на провал. Но ливрей в гардеробах не убавляется. Вот ещё одна, мда...

To react or comment  View in Web Client
Comments (4)
Avatar

Так совсем же другие времена были, не стоит мерить современными мерками.

Кроме того, ему 22 года, у него дворянское образование и воспитание, ещё и в годы патриотического подъёма после войны с Наполеоном.

Avatar

Во время польского восстания 1831 года ему 32. А ярость блаародная - тем не менее.

Понятное дело, что доказать не могу. Но кажется очень вероятным. Не особо уютно квартерону было в довольно-таки ксенофобском государстве, и такая вот ярость к другим не-своим - вызывавшая и у современников-то регулярно разнообразные негативные чувства - она оч-чень похожа.

Можно сравнить с испанским стыдом Вяземского:

"Мне жаль, что Пушкин окровавил последние стихи своей повести, - писал он. - Что зa герой Котляревский, Ермолов? Что тут хорошего, что он, "как чёрная зараза, / Губил, ничтожил племена?" От такой славы кровь стынет в жилах, и волосы дыбом становятся. Если мы просвещали бы племена, то было бы что воспеть. Поэзия не союзница палачей; политике они могут быть нужны, и тогда суду истории решить, можно ли её оправдывать или нет; но гимны поэта не должны быть никогда славословием резни. Мне досадно на Пушкина".

Тут есть одна нотка, которая и навела на мысль. Не-свой человек в дискомфортном обществе, ступив на подобную дорожку, неизбежно идёт к потере чувства элементарной меры (что там с собственным достоинством - опустим завесу жалости). То есть там, где типовой свой ксенофоб что-нибудь процедит сквозь зубы, не-свой - устроит фейерверк типа наблюдаемого.

Avatar

Насколько я могу судить, чувство меры вообще не было Пушкину свойственно. Мог восхвалять царя в один момент, а в следующий - хотеть его убить. Мог вызвать на дуэль на пустом месте, мог обосрать человека, который хорошо к нему относился и т.д.

Avatar
To react or comment  View in Web Client